Мои статьи, пресс-релизы
Главная » Статьи » Мои статьи |
Продолжая начатую ранее (См. журнал
"Городской Заказ" №№10(25) с31-32, 11(26) 2001г., с 30-31) тему
формирования городской торговой среды, рассмотрим концептуальные положения
создания современных торговых и многофункциональных общественно-развлекательных
комплексов как важнейших звеньев будущей инфраструктуры. На сегодняшний день существует ряд проблем и список жёстких требований, предъявляемых к проектированию, строительству и организации функционирования таких объектов в общегородском масштабе. Крупный торговый комплекс по отношению к другим видам магазинов, имеет ряд очевидных преимуществ: -большая окупаемость за счёт большей пропускной способности; -обеспечение жителей "района охвата" необходимым комплексом товаров и услуг; - увеличение посещаемости и покупательского спроса, обусловленные существованием внутри комплекса нескольких "магнитов притяжения" (зон отдыха и развлечений, сервиса и др.); -градообразующая функция – формирование архитектурного ансамбля в районе расположения; -существование единой управляющей команды в комплексе позволяет формировать гибкую политику, более чутко реагирующую на колебания потребительского спроса; -объединение более мелких магазинов под одной крышей и, как следствие, уменьшение цен на товары за счёт возможности снижения арендных платежей; -снижение стоимости за счёт уменьшения расходов на транспортировку и хранение, возникающее при едином складском комплексе. Необходимость стратегических маркетинговых проработок концепции функционирования будущего торгового комплекса возникает ещё на этапе начальной разработки проекта. И если дальнейшую политику работы комплекса формирует управленческая команда самого центра, то основные направляющие для проработки фирменного стиля, а также решения в области ассортиментной политики, стратегические рекомендации по выбору соотношения общей и торговой площади и др. выполняют авторы проекта. Разумеется, концептуальные разработки проекта крупного торгового или многофункционального комплекса может выполнить только коллектив профессионалов, учитывающих не только архитектурный облик объекта, но и принимающий грамотные инженерные решения, соответствующие всем действующим нормативным документам и позволяющие использовать внутреннюю планировку, соотношение общей и торговой площадей, способов выкладки товаров максимально эффективно в соответствии со знаниями технологии торговли, способов формирования побуждения совершения покупки при экспозиции товаров, основанных на знании основных методов анализа моделей потребительского поведения, а также имеющих представление о перспективах развития территории, отведённой под строительство будущего комплекса и граничащих с ним зон. Анализируя в городском масштабе современное развитие экономики, а также зарубежный опыт проектирования и строительства торговых центров, можно прогнозировать следующие тенденции : -реконструкция существующих магазинов в центре города; -строительство крупных загородных торговых комплексов типа английских "Гринфилд"; -новое строительство в спальных районах города. Особенно сложной задачей является строительство торговых комплексов в зоне исторической застройки, где существует большое количество устаревших магазинов, не соответствующих требованиям времени и современным технологиям торговли. Их реконструкция требует баланса архитектурного решения фасадов (не нарушающего, а гармонично вписывающегося в зону исторической застройки) и абсолютно нового, современного внутреннего наполнения . Ещё одной возможностью для маневренных решений этой проблемы является преобразование полуразрушенных и пустующих, экономически нерентабельных бывших производственных и складских помещений (что соответствует программе выноса производственного кольца за пределы города) в современные торговые или многофункциональные комплексы. В этом направлении в качестве возможного варианта решения ГУП "Торгпроект" выполнен проект многофункционального общественно-развлекательного комплекса "Лиговский" на базе бывшего "Завода лимонной кислоты" (подробно о проекте см. журнал. "Строительство и реконструкция №3(52) 2000г., с.8-9). Строительство крупных торговых и многофункциональных комплексов в спальных районах города имеет свою специфику. Учитывая, статистические данные, показывающие, что 4/5 части населения города живут в зданиях, представляющих собой типовое жильё застройки спальных районов Санкт-Петербурга, а также, принимая во внимание прогнозируемый рост застройки городских окраин, можно сказать, что существует необходимость формирования индивидуального архитектурного облика новых районов и строящихся в них крупных комплексов. В условиях жесткой рыночной конкуренции, а также возрастающих требований покупателя к уровню сервиса и качеству товаров, предоставляемых в пределах одного центра, и распространяющемуся отношению к походу за покупками, как способу проведения досуга, становится особенно актуальной проблема формирования индивидуального стиля торгового комплекса, его "узнаваемости" не только среди жителей обслуживаемого района, но и в масштабах всего города. Строительство новых транспортных магистралей, в т.ч. КАД и ЗСКД, будет способствовать возникновению нового для Санкт-Петербурга типа торговых комплексов, уже давно и успешно функционирующих в США и Европе. Это тип английских "Гринфилд" (крупный торговый центр, загородный или находящийся на границе с областью, куда люди приезжают на машинах и совершают плановую закупку товаров на длительное время). Его характеризуют большие площади, удобные транспортные подъезды и автостоянки, внутренняя планировка решается по принципу молла, используемая технология торговли – самообслуживание.). "Гринфилд" может функционировать как оптово-распределительный центр регионального масштаба, выстраивающий экономически эффективные цепочки торговых сетей магазинов, так и обслуживать отдельных граждан, приезжающих на машинах за покупками. Существенным преимуществом таких центров может являться их расположение по периметру Санкт-Петербурга на границе с областью вблизи основных транспортных магистралей, дающее возможность прямых закупок сельскохозяйственной продукции в области на прямую, по более низким ценам. Вторым плюсом является снижение затрат на организацию обслуживания, что в целом приводит к возможности создания конкурентоспособных цен. Рассмотрев основные вопросы проблематики развития строительства крупных торговых и многофункциональных комплексов в Санкт-Петербурге, и подводя итог, хочется отметить, что ГУП "Торгпроект" за годы своего существования (основан в 1938г.) накопил большой опыт по разработке и реализации проектов различных предприятий торговли.Существенным подспорьем для выработки основной стратегии развития объектов служит осуществлённый для города проект "Развития схем розничной торговли и общественного питания до 2005г", выполненный по заказу Администрации Фрунзенского района (См. статьи в журнале "Городской Заказ" №№10(25),11(26) за 2000 г.), а также проводимая в настоящий момент разработка аналогичных исследований для других районов города и области. Среди разработанных ГУП "Торгпроект" проектов, относящихся к вышеназванным направлениям строительства комплексов в городе, можно отметить следующие: - Торговый Комплекс "Сенная"; - Торговый комплекс "Троицкий" ; - Универмаг "Plato"; - Реконструкция универмага "Фрунзенский"; - Общественно-развлекательный комплекс "Лиговский"; - Торговый комплекс в центре Тюмени на площади 400-летия города; - Оптово-продовольственный комплекс в Солнцево, Москва; - Проект общественного торгового центра в квартале 4 Юго-Запад Санкт-Петербург; - Проект реконструкции универмага "Гостиный Двор".
Владимир Николаевич Ловкачев - Директор ГУП "Торгпроект" Оксана Анатольевна Будза - Начальник сектора маркетинга ГУП "Торгпроект" | |
Категория: Мои статьи | Добавил: PR-manager (13.10.2011) | |
Просмотров: 444 |