Понедельник, 20.05.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Поиск
Статистика

Консультант по стратегическому продвижению Оксана Анатольевна Будза


Мои статьи, пресс-релизы

Главная » Статьи » Мои статьи

Торговля и город – хаос или цивилизованная инфраструктура? (3 часть). Торговые и многофункциональные комплексы
   Продолжая начатую ранее (См. журнал "Городской Заказ" №№10(25) с31-32, 11(26) 2001г., с 30-31) тему формирования городской торговой среды, рассмотрим концептуальные положения создания современных торговых и многофункциональных общественно-развлекательных комплексов как важнейших звеньев будущей инфраструктуры.
  На сегодняшний день существует ряд проблем и список жёстких требований, предъявляемых к проектированию, строительству и организации функционирования таких объектов в общегородском масштабе.

    Крупный торговый комплекс  по отношению к другим видам магазинов, имеет ряд очевидных преимуществ:

-большая окупаемость за счёт большей пропускной способности;

-обеспечение жителей "района охвата" необходимым комплексом товаров и услуг;

- увеличение посещаемости и покупательского спроса, обусловленные существованием внутри комплекса нескольких "магнитов притяжения" (зон отдыха и развлечений, сервиса и др.);

-градообразующая функция – формирование архитектурного ансамбля в районе  расположения;

-существование единой управляющей команды в комплексе позволяет формировать гибкую политику, более чутко реагирующую на колебания потребительского спроса;

-объединение более мелких магазинов под одной крышей  и, как следствие, уменьшение цен  на товары за счёт возможности снижения арендных платежей;

-снижение стоимости за счёт уменьшения расходов на транспортировку и хранение, возникающее при едином складском комплексе.

    Необходимость стратегических маркетинговых проработок концепции функционирования будущего торгового комплекса возникает ещё на этапе начальной разработки проекта. И если дальнейшую политику работы комплекса формирует управленческая команда самого центра, то основные направляющие для проработки фирменного стиля, а также решения в области ассортиментной политики, стратегические рекомендации  по выбору соотношения общей и торговой площади и др. выполняют авторы проекта.   

   Разумеется, концептуальные разработки проекта крупного торгового  или многофункционального комплекса может выполнить только коллектив профессионалов,  учитывающих не только архитектурный облик объекта, но и принимающий грамотные инженерные решения, соответствующие всем

действующим нормативным документам и позволяющие использовать внутреннюю планировку, соотношение общей и торговой площадей, способов выкладки товаров максимально эффективно в соответствии со знаниями технологии торговли, способов формирования побуждения совершения покупки при экспозиции товаров, основанных на знании основных методов анализа моделей потребительского поведения, а также имеющих представление о перспективах развития территории, отведённой под строительство будущего комплекса и граничащих с ним зон.

       Анализируя в городском масштабе современное развитие экономики, а также зарубежный опыт проектирования и строительства торговых центров, можно прогнозировать следующие тенденции :

-реконструкция существующих магазинов в центре города;

-строительство крупных загородных торговых комплексов типа  английских "Гринфилд";

-новое строительство в спальных районах города.

      Особенно сложной задачей является строительство торговых комплексов в зоне исторической застройки, где существует большое количество устаревших магазинов, не соответствующих требованиям времени и современным технологиям торговли. Их реконструкция требует баланса архитектурного решения фасадов (не нарушающего, а гармонично вписывающегося в зону исторической застройки) и абсолютно нового, современного  внутреннего наполнения .

   Ещё одной  возможностью для маневренных решений этой проблемы является  преобразование полуразрушенных и пустующих, экономически нерентабельных бывших производственных  и складских помещений (что соответствует  программе выноса производственного кольца за пределы города) в современные торговые  или многофункциональные комплексы.

   В этом направлении в качестве возможного варианта решения ГУП "Торгпроект" выполнен проект многофункционального общественно-развлекательного комплекса "Лиговский" на базе бывшего "Завода лимонной кислоты" (подробно о проекте см. журнал. "Строительство  и реконструкция №3(52) 2000г., с.8-9).

      Строительство крупных торговых и многофункциональных комплексов в спальных районах города имеет свою специфику.

     Учитывая, статистические данные, показывающие, что 4/5 части населения города живут в зданиях, представляющих собой типовое жильё застройки спальных районов Санкт-Петербурга, а также, принимая во внимание прогнозируемый рост застройки  городских окраин, можно сказать, что существует необходимость формирования индивидуального архитектурного облика новых районов и строящихся в них крупных комплексов.

      В условиях жесткой рыночной конкуренции, а также возрастающих требований покупателя к уровню сервиса и качеству товаров,  предоставляемых в пределах одного центра,   и распространяющемуся отношению к походу за покупками,  как способу  проведения досуга, становится особенно актуальной проблема формирования индивидуального стиля торгового комплекса, его "узнаваемости" не только среди жителей обслуживаемого района, но и в масштабах всего города.

     Строительство новых транспортных магистралей, в т.ч. КАД и ЗСКД, будет способствовать возникновению нового для Санкт-Петербурга типа торговых комплексов, уже давно и успешно функционирующих в США и Европе. Это тип  английских "Гринфилд" (крупный торговый центр, загородный или находящийся на границе с областью, куда люди приезжают на машинах и совершают плановую закупку товаров на длительное время). Его характеризуют большие площади, удобные транспортные подъезды и автостоянки, внутренняя планировка решается по принципу молла, используемая технология торговли – самообслуживание.). "Гринфилд" может функционировать как оптово-распределительный центр регионального масштаба, выстраивающий экономически эффективные цепочки торговых сетей магазинов, так и обслуживать отдельных граждан, приезжающих на машинах за покупками. Существенным преимуществом таких центров может являться их расположение по периметру Санкт-Петербурга на границе с областью вблизи основных транспортных магистралей, дающее возможность прямых закупок сельскохозяйственной продукции в области на прямую, по более низким ценам. Вторым плюсом является снижение затрат на организацию обслуживания, что в целом приводит к возможности создания конкурентоспособных цен.

     Рассмотрев основные вопросы проблематики развития строительства крупных торговых и многофункциональных комплексов в Санкт-Петербурге, и подводя итог, хочется отметить, что ГУП "Торгпроект" за годы своего существования (основан в 1938г.) накопил большой опыт по разработке и реализации проектов различных предприятий торговли.

      Существенным подспорьем для выработки основной стратегии развития объектов служит  осуществлённый для города проект "Развития схем розничной торговли и общественного питания до 2005г", выполненный по заказу Администрации Фрунзенского района (См. статьи в журнале "Городской Заказ" №№10(25),11(26) за 2000 г.), а также проводимая в настоящий момент разработка аналогичных исследований для других районов города  и области.

    Среди разработанных ГУП "Торгпроект" проектов, относящихся к вышеназванным  направлениям строительства комплексов  в городе, можно отметить следующие:

 - Торговый Комплекс "Сенная";

- Торговый комплекс "Троицкий" ;

- Универмаг "Plato";

- Реконструкция универмага "Фрунзенский";

- Общественно-развлекательный комплекс "Лиговский";

- Торговый комплекс в центре Тюмени на площади 400-летия города;

- Оптово-продовольственный комплекс в Солнцево, Москва;

- Проект общественного торгового центра в квартале 4 Юго-Запад

  Санкт-Петербург;

- Проект реконструкции универмага "Гостиный Двор".

 

                    Владимир Николаевич Ловкачев  -  Директор ГУП "Торгпроект"

                    Оксана Анатольевна Будза -           Начальник сектора маркетинга

                                                                                  ГУП "Торгпроект"


      Цикл статей (3) опубликован в Информационно-аналитическом бюллетене Администрации Санкт-Петербурга «Городской Заказ Санкт-Петербурга» и в журнале «Строительство и Реконструкция» в 2000-2001гг.
Категория: Мои статьи | Добавил: PR-manager (13.10.2011)
Просмотров: 444