Пятница, 22.11.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Поиск
Статистика

Консультант по стратегическому продвижению Оксана Анатольевна Будза


Мои статьи, пресс-релизы

Главная » Статьи » Мои статьи

Торговля и город – хаос или цивилизованная инфраструктура? (2 часть)
   Продолжая начатую в прошлом номере тему анализа формирования городской инфраструктуры торговли и общественного питания, выполненного в проекте ГУП "Торгпроект" (совместно с НИИ комплексных социальных исследований) на базе изучения Фрунзенского административного района, остановимся на основных проблемах, выявленных в результате исследования, а также возможных путях их решения.

   Хаотическое развитие рынка торговли и общественного питания привело к массовому образованию ларёчно-палаточной форм торговли и возникновению временных торговых зон.  При этом соблюдение основных нормативных документов, а также контроль качества предоставляемых товаров и услуг оставляли желать много лучшего…

   Пользуясь низкой платёжеспособностью основной массы населения, а также отсутствием конкурентоспособной альтернативы, стихийный рынок стал диктовать горожанам свои правила игры, зачастую ориентированные только на получение максимальной прибыли для себя и отсутствие справедливой ценовой и ассортиментной политики. Существующая долгое время форма торговли, будучи какое-то время действительно необходимой населению, в связи с полным отсутствием аналогов гибкой ценовой политики в стационарной торговле, привела к массовому оттоку средств из районов и города в целом. Предоставляемые налоговые льготы поставили эту форму торговли в привилегированное положение по отношению ко всем другим, балансирующим " на грани выживания".  При этом идея стратегического планирования в формировании городской торговой инфраструктуры временно была поставлена на второй план. В результате проведённого в Схеме развития комплексного анализа сложившейся на сегодняшний день ситуации выявлены следующие тенденции:

 -неравномерность в обеспеченности торговыми площадями (выраженный избыток торговых точек в одних МО и остро ощущаемый дефицит в других);

 -значительный "перекос" в ассортиментной политике предлагаемых товаров и услуг (например, избыток точек, торгующих алкогольной продукцией и автолавок, а также перенасыщение рынка стройматериалов и практически полное отсутствие магазинов, предлагающих ткани и товары для шитья, рукоделия и т.д.);

 - строительство жилья на изначально предполагаемых пятнах застройки под предприятия стационарной торговли и общепита, в связи с  более быстрой окупаемостью жилищного строительства и  как следствие, дефицит стационарных торговых площадей;

 - эстетическая привлекательность, а также безопасность при совершении покупки в хаотически разбросанных по городу временных навесах, павильонах, ларьках, лотках и т.п., довольно сомнительны, в то время как у капитальных зданий торговли (универмаги, универсамы, торговые центры) существует функциональная  возможность формирования городских архитектурных ансамблей  и обеспечения условий безопасности.

    Разумеется, из всего вышеизложенного не следует единственный и окончательный  вывод о необходимости полного закрытия  временной палаточной формы торговли как  вида в целом.

   Анализ предпочтений места осуществления покупки и критерии его выбора показывают, что для  значительной части населения - (46%) доминирующим при совершении покупки оказывается низкая стоимость товара, 25% не особенно задумываются о цене (как правило, молодые покупатели) и 29% респондентов ориентированы на хорошее обслуживание (по данным НИИ комплексных социальных исследований).

   При этом анализ предпочтительного места совершения покупки жителями Фрунзенского района  выявил следующее: магазин-44%; рынок-33%; киоск-12% ,универмаг- 9%. –для промтоваров, а также: магазин-44%, рынок-25%, универсам-17%, киоск-14%  для продовольственных товаров.




   В разработке разделов нового Генерального плана Санкт-Петербурга на 2003-2013гг. будут решаться многие вопросы социального развития градостроительной структуры, в число которых обязательно должны быть включены проблемы развития потребительского рынка города в т.ч. и размещение объектов оптового, розничного обслуживания и общепита.

   Стратегическое формирование городской торговой инфраструктуры должно происходить плавно с обязательным учетом, как интересов малообеспеченных слоёв населения, так и  частного предпринимательства.

    Возможными шагами по улучшению сложившейся ситуации могут быть :

 -предоставление равных условий для  осуществления бизнеса;

 -получение льгот для предпринимателей , предоставляющих городу товары и услуги , в которых есть дефицит;

 -поощрение развития стационарной сети социально ориентированных магазинов для  горожан с невысоким уровнем доходов (в этом направлении показателен удачный опыт сети магазинов "Пятёрочка");

 -предпочтительное предоставление выгодных для строительства магазинов мест (близость станций метро, пересечение транспортных и значительных пассажирских потоков и т.д.) стационарным предприятиям торговли и общественного питания;

 -насыщение торговыми площадями удалённых от магистральных транспортных путей, а потому менее выгодных, районов за счёт переноса или нового формирования  временных торговых зон, пользующихся значительными льготами в уплате налогов  и следовательно, имеющими большие преимущества в  освоении  "новых земель" под торговлю, чем универмаги и универсамы.

    В формировании крупных торговых объектов также прослеживается ряд тенденций.

   Исходя из  наибольшей экономической эффективности предприятий торговли, в последнее время в городе  всё больше внимания уделяется развитию  крупных торговых центров, которые уже давно пользуются заслуженной популярностью во всём мире. Статистические данные показывают, что в среднем окупаемость средств, вложенных в строительство торгового центра выше, чем при строительстве магазинов меньшей площади. Это достигается за счёт его большей пропускной способности , при условии грамотного управления  центром, тщательно разработанной концепции его функционирования, профессионально выполненным проектом, качественным строительством и благоприятным расположением в городской среде.

    Анализ проектирования, строительства и функционирования зарубежных торговых центров показал, что в крупных городах основной акцент делается на  масштабных многофункциональных комплексах, включающих в себя  разнообразный набор услуг и товаров, предоставляемых  в пределах одного здания. Концепция " Поход за  покупками как способ проведения досуга" формирует особые требования, предъявляемые к организации работы комплекса.

   Подводя итог всему вышеизложенному, можно прогнозировать  строительство в Санкт-Петербурге, учитываемых и размещаемых новым Генеральным планом,  крупных торговых центров и многофункциональных комплексов с последующим развитием инфраструктуры прилегающих районов, как в центре при реконструкции, так и в спальных кварталах, а также охват окраин города по периметру, на границе с областью в местах прохождения основных транспортных магистралей.

                            

   Владимир Николаевич Ловкачев  - Директор ГУП "Торгпроект"


                          Оксана Анатольевна Будза -  Начальник сектора маркетинга

                                                                               ГУП "Торгпроект"

 


Категория: Мои статьи | Добавил: PR-manager (13.10.2011)
Просмотров: 497