Мои статьи, пресс-релизы
Главная » Статьи » Мои статьи |
Продолжая начатую в прошлом номере тему
анализа формирования городской инфраструктуры торговли и общественного питания,
выполненного в проекте ГУП "Торгпроект" (совместно с НИИ комплексных
социальных исследований) на базе изучения Фрунзенского административного
района, остановимся на основных проблемах, выявленных в результате исследования,
а также возможных путях их решения.
Хаотическое развитие рынка торговли и общественного питания привело к массовому образованию ларёчно-палаточной форм торговли и возникновению временных торговых зон. При этом соблюдение основных нормативных документов, а также контроль качества предоставляемых товаров и услуг оставляли желать много лучшего… Пользуясь низкой платёжеспособностью основной массы населения, а также отсутствием конкурентоспособной альтернативы, стихийный рынок стал диктовать горожанам свои правила игры, зачастую ориентированные только на получение максимальной прибыли для себя и отсутствие справедливой ценовой и ассортиментной политики. Существующая долгое время форма торговли, будучи какое-то время действительно необходимой населению, в связи с полным отсутствием аналогов гибкой ценовой политики в стационарной торговле, привела к массовому оттоку средств из районов и города в целом. Предоставляемые налоговые льготы поставили эту форму торговли в привилегированное положение по отношению ко всем другим, балансирующим " на грани выживания". При этом идея стратегического планирования в формировании городской торговой инфраструктуры временно была поставлена на второй план. В результате проведённого в Схеме развития комплексного анализа сложившейся на сегодняшний день ситуации выявлены следующие тенденции: -неравномерность в обеспеченности торговыми площадями (выраженный избыток торговых точек в одних МО и остро ощущаемый дефицит в других); -значительный "перекос" в ассортиментной политике предлагаемых товаров и услуг (например, избыток точек, торгующих алкогольной продукцией и автолавок, а также перенасыщение рынка стройматериалов и практически полное отсутствие магазинов, предлагающих ткани и товары для шитья, рукоделия и т.д.); - строительство жилья на изначально предполагаемых пятнах застройки под предприятия стационарной торговли и общепита, в связи с более быстрой окупаемостью жилищного строительства и как следствие, дефицит стационарных торговых площадей; - эстетическая привлекательность, а также безопасность при совершении покупки в хаотически разбросанных по городу временных навесах, павильонах, ларьках, лотках и т.п., довольно сомнительны, в то время как у капитальных зданий торговли (универмаги, универсамы, торговые центры) существует функциональная возможность формирования городских архитектурных ансамблей и обеспечения условий безопасности. Разумеется, из всего вышеизложенного не следует единственный и окончательный вывод о необходимости полного закрытия временной палаточной формы торговли как вида в целом. Анализ предпочтений места осуществления покупки и критерии его выбора показывают, что для значительной части населения - (46%) доминирующим при совершении покупки оказывается низкая стоимость товара, 25% не особенно задумываются о цене (как правило, молодые покупатели) и 29% респондентов ориентированы на хорошее обслуживание (по данным НИИ комплексных социальных исследований). При этом анализ предпочтительного места совершения покупки жителями Фрунзенского района выявил следующее: магазин-44%; рынок-33%; киоск-12% ,универмаг- 9%. –для промтоваров, а также: магазин-44%, рынок-25%, универсам-17%, киоск-14% для продовольственных товаров. В разработке разделов нового Генерального плана Санкт-Петербурга на 2003-2013гг. будут решаться многие вопросы социального развития градостроительной структуры, в число которых обязательно должны быть включены проблемы развития потребительского рынка города в т.ч. и размещение объектов оптового, розничного обслуживания и общепита. Стратегическое формирование городской торговой инфраструктуры должно происходить плавно с обязательным учетом, как интересов малообеспеченных слоёв населения, так и частного предпринимательства. Возможными шагами по улучшению сложившейся ситуации могут быть : -предоставление равных условий для осуществления бизнеса; -получение льгот для предпринимателей , предоставляющих городу товары и услуги , в которых есть дефицит; -поощрение развития стационарной сети социально ориентированных магазинов для горожан с невысоким уровнем доходов (в этом направлении показателен удачный опыт сети магазинов "Пятёрочка"); -предпочтительное предоставление выгодных для строительства магазинов мест (близость станций метро, пересечение транспортных и значительных пассажирских потоков и т.д.) стационарным предприятиям торговли и общественного питания; -насыщение торговыми площадями удалённых от магистральных транспортных путей, а потому менее выгодных, районов за счёт переноса или нового формирования временных торговых зон, пользующихся значительными льготами в уплате налогов и следовательно, имеющими большие преимущества в освоении "новых земель" под торговлю, чем универмаги и универсамы. В формировании крупных торговых объектов также прослеживается ряд тенденций. Исходя из наибольшей экономической эффективности предприятий торговли, в последнее время в городе всё больше внимания уделяется развитию крупных торговых центров, которые уже давно пользуются заслуженной популярностью во всём мире. Статистические данные показывают, что в среднем окупаемость средств, вложенных в строительство торгового центра выше, чем при строительстве магазинов меньшей площади. Это достигается за счёт его большей пропускной способности , при условии грамотного управления центром, тщательно разработанной концепции его функционирования, профессионально выполненным проектом, качественным строительством и благоприятным расположением в городской среде. Анализ проектирования, строительства и функционирования зарубежных торговых центров показал, что в крупных городах основной акцент делается на масштабных многофункциональных комплексах, включающих в себя разнообразный набор услуг и товаров, предоставляемых в пределах одного здания. Концепция " Поход за покупками как способ проведения досуга" формирует особые требования, предъявляемые к организации работы комплекса. Подводя итог всему вышеизложенному, можно прогнозировать строительство в Санкт-Петербурге, учитываемых и размещаемых новым Генеральным планом, крупных торговых центров и многофункциональных комплексов с последующим развитием инфраструктуры прилегающих районов, как в центре при реконструкции, так и в спальных кварталах, а также охват окраин города по периметру, на границе с областью в местах прохождения основных транспортных магистралей.
Владимир Николаевич Ловкачев - Директор ГУП "Торгпроект" Оксана Анатольевна Будза - Начальник сектора маркетинга ГУП "Торгпроект"
| |
Категория: Мои статьи | Добавил: PR-manager (13.10.2011) | |
Просмотров: 497 |